МЯГКОЕ И ПУШИСТОЕ
Смотрел я на постановление и.о. главного санитарного врача Иркутской области об обязательной вакцинации, вышедшее в прошлую пятницу, и что-то не давало покоя. В голове всплывали образы чего-то круглого и пушистого. Никак не мог понять, пока не вспомнил, что с математикой у меня всегда было всё неплохо, и пока не решил заняться простейшими расчётами. Благо, что санитарный главврач привёл кое-какие циферки.
Господин Лужнов в обосновании введения обязательной вакцинации привел высокопрофессиональную аналитику по заболеваемости коронавирусом, согласно которой «чаще болеют люди трудоспособного возраста». Врач указывает удельный вес трёх возрастных групп, выделяя, что лица в возрасте от 18 до 65 лет составляют 68,9% от всех заболевших.
Казалось бы, есть от чего вздрогнуть. Но дрожь не пробрала, а появился здоровый интеллектуально-аналитический задор, который привел меня на сайт Иркутскстата. Там очень быстро нашлась таблица численности населения Иркутской области в разрезе возрастов. Повнимательнее приглядевшись к данным, я увидел, что в области всего проживает 2,375 млн. человек, из которых лиц в возрасте от 0 до 18 лет – 0,577 млн. человек (или 24,3% от общей численности), в возрасте от 18 до 65 лет – 1,468 млн. человек (61,8%), в возрасте от 65 лет и старше – 0,328 млн. человек (13,8%).
Очевидно, что возрастная группа от 18 до 65 лет имеет самый большой возрастной диапазон и, соответственно, самую большую численность. А главное, что весит-то она больше 60%, что как-то вводит в сомнения: а не является ли естественным то, что именно эта группа имеет наибольший удельный вес среди трёх выделенных санитаром возрастных групп?
Но всё-таки есть же какой-то перекос, могут мне возразить думающие люди. Действительно, видно, что заболевших среди людей старше 18 лет несколько больше, чем их доля в общей численности (68,9% против 61,8%). Аналогичная картина наблюдается среди пожилых (17,7% против 13,8%).
За счёт какой группы населения наблюдается прирост у этих двух групп догадаться не сложно. Дети до 18 лет среди заболевших встречаются в процентном отношении значительно реже, чем их живёт в области: 13,8% против 24,3%. Соответственно, если в этой возрастной группе заболеваемость резко ниже, то удельный вес других групп в общем зачёте повышается и приближается как раз к тем значениям (около 70% для взрослых), которые Роспотребнадзор приводит в качестве обоснования введения принудительной вакцинации. Но ничего нового и неожиданного тут нет. С начала истерики по поводу коронавирусной инфекции известно, что дети заражаются гораздо реже взрослых и переносят болезнь в легко форме. Такие показатели сохраняются с начала мая 2020, когда были впервые обнародованы исследования по результатам так называемой первой волны.
Так вот, в завершение математического этюда хочу зафиксировать, что распределение заболевших по группам населения практически один в один соответствует распределению по возрастам фактической численности населения области с поправкой на процентный перевес заболеваемости взрослых и пожилых людей из-за низкой заболеваемости детей. Так какую истину нам открывают власти, выпуская такое постановление? А истина в том, что зачем-то надо всех вакцинировать (не буду гадать зачем, хотя и на этот счет имеется мнение), а основания этому нет от слова совсем. То обоснование, которое приводит господин Лужнов, говорит только о том, что ничего с 2020 года не поменялось.
Разобравшись с этой математической задачкой, я наконец-то понял, что за образы круглого и пушистого всплывали в моей голове при изучении постановления и.о. главного санитарного врача Иркутской области. Образы эти материализовались в большой круглый глобус и мягкую пушистую сову, грубо и не слишком умно натянутую на этот самый глобус. Жалко птичку, но вакцинироваться срочно надо всем, и не спрашивайте, почему. – Потому что так сказали санитары…